Главное меню
Главная
О центре
Работа клуба
Семинары
Материалы
Терёшкин С.Н
Преподаватели
Расписание
Народная медицина
Йога
Видео
Библиотека
Контакты
Йога Печать E-mail
Автор Administrator   
06.02.2009 г.
ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ С.Н. Терешкина "Основы этномедицины: Открытие совершенных способностей."

ЙОГА как способ восстановления и омоложения организма.

Слово Йога имеет необъятное смысловое поле, и в лучших санскритских словарях – более сотни значений. Происходит оно от ведийского корня yuj и означает «упряжка». В комментариях востоковеда и переводчика с санскрита Б.В.Мартынова (см. «Упанишады йоги и Тантры»), «упряжка» преобразуется в «упражнение», «сложение», «служение» и т.п., которые преследуют практическую цель – достижение бессмертия. В зависимости от типа ученика, йога предлагает 4 основных направления: Хатха – работа с телом, Раджа – работа с сознанием, Карма – йога действия, Джняна – йога знания (см. «Шива самхита»).

«Ишавасья упанишада» описывает два пути стремящихся к истине: путь знания и путь действия. Сейчас преобладают толкования, примиряющие знания и действие как два вида духовного совершенствования: активный и пассивный, причем активный путь – это путь знания, а пассивный – путь действия («Упанишады йоги и тантры»). Именно путь знания позволяет посмотреть на задачу, которую ставит классическая Йога – омоложение организма – с точки зрения современных естественнонаучных представлений.

Нами проведены исследования по вопросу обратимости биологических процессов, результаты которых опубликованы в сборниках научных трудов.

Один из самых авторитетных Учителей Аштанга йоги – Шри К. Паттабхи Джойс выразил интерес к нашим исследованиям. (О нашей встрече на конференции в Хельсинки можно прочитать в статье «Случайных встреч не бывает»).

Семинар по Аштанга-Йоге проводит Шри К. Паттабхи Джойс. Август 2006г. Хельсинки. Сергей Терешкин и Шарат Рангасвами (внук Шри К. Паттабхи Джойса). Шри К. Паттабхи Джойс, Ирина Долгалова (руководитель центра йоги "Лакшми". Хельсинки), дочь и внук Учителя, Сергей Терешкин, Паула Логвин. Сергей Терешкин дарит Шри К. Паттабхи Джойсу сборник научных трудов со статьей по исследованию реактивности вегетативной нервной системы в практике "подъема Кундалини".
Следуя традиции Джняна йоги – пути знания, приведу некоторые наши исследования практик йоги, способствующих омоложению организма (фрагменты из книги).

Кайя – сиддхи: торможение процессов старения

Важнейшими из сиддх в йоге являются «Кайя-сиддхи» – торможение процессов старения и омоложение организма. Успех в Кайя – сиддхи приводит к состоянию «кайя-калпа» – вечному телу. В текстах по йоге и этномедицине указывается о возможности омоложения организма и приводятся методики достижения «кайя-калпы». Например в «Хатха-йога прадипике» читаем: «2.47. Йогин, направивший прану вниз, а апану вверх, становится подобным 16-летнему юноше, даже если он был стариком» [13. С.52].

В классических текстах по йоге, при описании психотехник пробуждения Кундалини указывается, что процесс «подъема Кундалини» сопровождается жаром. Например, в «Йога кундалини упанишаде» читаем, п.43,44,45: «когда апана, вверх идя, местопребывания огня достигает, тогда поднятым ветром пламя раздувается и вырастает. Тогда пришедшим огнем и апаной воспламеняется сама прана, потом непрерывным горением пламя охватывает все тело. Тогда распаленная дыханием, словно ударенная палкой кобра, спящая кольцевитая (кундалини) пробудится, выпрямится» [12. C.134]. Далее, п.84, 85: «кумбхакой заставляют воздух идти вверх, и разожженный напором воздуха огонь проникает в свадхистану. Напором очищающего пламени, как ударом, пробужденный Царь Змей (кундалини)… пронзает шесть лотосов»[12. C.138].

Из приведенных источников можно обнаружить следующую методику омоложения организма:

1. Необходимо Апану направить вверх, а Прану – вниз.
2. Вследствие соединения Праны и Апаны возникает внутренний жар, который пробуждает спящую Кундалини.
3. В основе практики лежит пранаяма с кумбхакой (задержкой дыхания), которая заставляет воздух (Апану) идти вверх, воспламеняя Прану.

Остается только правильно выполнить пранаяму. Но мы не знаем какую. Однако, нам известны ощущения, которые должны возникнуть в результате практики пранаямы – жар в теле. И еще имеется подсказка: пранаяма должна быть с задержкой дыхания. В «Хатха-йоге прадипике» указано: «2.71. Есть три вида пранаямы: вдох. выдох и задержка дыхания. Задержка бывает двух разновидностей: Сахита (с вдохом и выдохом) и Кэвала (когда вдох и выдох, плавно переходя друг в друга, как бы незаметны)» [13. С. 53].

Кэвала кумбхака, когда дыхание естественно останавливается от нескольких минут, до многих часов – является высшей формой пранаямы и сложно выполнимо. Поэтому, в основе доступной практики должна лежать Сахита пранаяма. К результатам воздействия практики пранаямы на процесс омоложения организма мы вернемся ниже.

А сейчас давайте вспомним, что, для того чтобы усилить процесс восстановления организма, необходимо активизировать парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Во время практики огнеходства вегетативный тонус организма сначала склонялся в сторону симатикотонии, а затем возвращался в исходное состояние, иногда с некоторым усилением активности парасимпатики.

Некоторые методы сосредоточения позволяют значительно сдвинуть индекс Кердо в сторону парасимпатики, активизируя тем самым восстановительные процессы. Такие сдвиги легко фиксируются измерением давления тонометром. В качестве примера приведу результаты замеров вегетативного тонуса, снятые у меня перед прохождением по углям, после огнеходства, через час и, затем, через 5 минут, в течение которых проводилась определенная практика сосредоточения:

до практикипослечерез часчерез 5 минут
1 – (81/83)=+0.03; 1 –(110/116)=+0.06; 1 – (98/71)= – 0.2; 1 – (118/66)= – 0.78


Как видно из результатов замеров, после нескольких минут практики сосредоточения вегетативный тонус значительно сдвинулся в сторону парасимпатики.

Такая раскачка вегетативного тонуса по принципу маятника: сначала в сторону симпатики во время огнеходства с последующей активизацией парасимпатики, является основой восстановления и омоложения организма. И мощность процесса восстановления и омоложения напрямую зависит от последующего сдвига вегетативного тонуса в сторону парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Вопрос омоложения организма – это отдельная большая тема, требующая серьезного научного изучения. Народные медицины разных культур ставят задачу омоложения организма и предлагают различные методы обретения долголетия, и даже физического бессмертия (кайя-калпа – вечное тело).

Современные естественнонаучные представления о возможности омоложения организма (обратимости биологических процессов) нами изложены в статье [32]. По некоторым этномедицинским методам омоложения проведены научные исследования. Например, в июле 2001 года в МАПО (Институт усовершенствования врачей, Санкт-Петербург) был поставлен эксперимент с целью изучения влияния Бхуджангасаны (позы кобры) на уровень стероидных гормонов в сыворотке крови у здоровых людей. В эксперименте принимало участие 8 человек (7 мужчин и 1 женщина в возрасте от 22 до 50 лет), владеющих техникой выполнения Бхуджангасаны.

Техника выполнения Бхуджангасаны описана в [13. C.21]: «2.42. Ложись на пол на живот. Держа ладони на земле, поднимай голову подобно змее». Более подробно техника выполнения приводится в [33]. У испытуемых осуществлялся забор крови, после чего проводилась 2-хминутная релаксация «с целью минимизации вызванных забором крови возмущений вегетативных характеристик». Затем выполнялась асана в течение 1 – 3 минут. И проводился повторный забор крови. По результатам измерений концентрации гормонов в сыворотке крови оказалось, что концентрация стрессовых гормонов (кортизола) в крови испытуемых уменьшилась в среднем на 16%. А концентрация половых гормонов (тестостерона) – увеличилась в среднем на 11%.

Приведу результаты моего гормонального анализа. До выполнения асаны количество кортизола составляло575 нмоль/л. После асаны: 470 нмоль/л. Количество тестостерона до выполнения асаны – 23.6 нмоль/л, после – 27.2 нмоль/л.

Известно, что с возрастом у нас в крови накапливаются стрессовые гормоны и понижается количество половых. Правильное выполнение Бхуджангасаны даже в течение одной минуты позволяет понизить количество стрессовых гормонов и повысить количество половых. Полученные результаты дают основание говорить о том, что Бхуджангасана способствует омоложению организма.

С результатами эксперимента заинтересованный читатель может познакомиться в статье [34]
Продолжение изучения вопроса омоложения организма связано с исследованием практики Тибетской йоги – Лунг Гом Туммо.

Лунг Гом Туммо – учение о выработке психического тепла
Пранаяма с мокрой футболкой на спине в практике Туммо.


«Одним из свидетельств совершенства йогина является необычайная власть над стихиями, проявляющаяся, например, в практике туммо. Туммо – одно из упражнений хатха йоги, базирующееся главным образом на контролировании дыхания» – писал итальянский востоковед, исследователь Тибета Джузеппе Туччи [35. С.98]. Благодаря путешественникам и исследователям Тибета первой половины ХХ века, таким как, А. Давид-Неэль, Д. Туччи, У.Й. Эванс-Вентц [44], о практике Туммо узнали в Европе. Но практика эта оставалась тайной, и, даже среди тибетцев мало кто ею владел. В настоящее время практикующие технику Туммо считают себя учениками и последователями легендарного тибетского йога Миларепы (жившего в ХI веке). Овладевший мастерством Туммо получает звание респа (или репа), что в переводе с тибетского означает «одетый в хлопковое одеяние», которое он и носит в любой мороз и на любой высоте. Имя самого почитаемого в Тибете йога Миларепы означает «Мила, одетый в хлопковую ткань».

«Слово туммо переводится как «жар», «тепло», но в тибетском языке оно обозначает не совсем обычное тепло» - пишет путешественница и исследователь Тибета Александра Давид-Неэль. И добавляет, что за попытками тибетцев объяснить природу этого тепла, стоят предрассудки и самые невероятные представления о физиологии человека. «Словом туммо называется нематериальный огонь: он нагревает животворящую жидкость и наполняет ее энергией, эта жидкость по узким каналам ца (слово, обозначающее и вену, и артерию, и нерв) устремляется по всему телу [16. С. 276]

В конце ХХ века западные исследователи йоги также пытались объяснить процессы, пробуждающие внутреннее психическое тепло. Джон Мамфорд в книге «Чакры и кундалини» пишет: «практика туммо позволяет инициировать накопленную космическую энергию, воздействуя при этом на сексуальную силу. Эта последняя претерпевает трансформацию и вместо своего обычного разрешения производит, циркулируя по физическому телу, необходимое тепло. Так или иначе, эта практика позволяет своему последователю достигать впечатляющих результатов. Она помогает йогам не только противостоять холодам, не спасаясь при этом в местах с более умеренной температурой, но также растапливать снег и высушивать на своем теле мокрые простыни. К сожалению туммо подразумевает суровый аскетизм и долгие тренировки под руководством опытного учителя (которого вряд ли можно найти на Западе), и такой образ жизни несовместим с цивилизованным обществом. Только отшельник может надеяться достичь этой цели. Это, конечно, не исключает возможности, что однажды кому-нибудь на Западе удастся получить рецепт, рассмотрев вопрос со своей собственной точки зрения» [15. С.116].

Как нам кажется, в основе изложенной выше попытке объяснения практики Туммо сохранился мистический подход. Такое объяснение ненамного продвинуло понимание происходящих в организме процессов. Поэтому нам ничего не остается, как попытаться самим разобраться в «рецепте» Туммо, что с нашей точки зрения возможно только с позиций современных естественнонаучных представлений.

В классических текстах по йоге, при описании психотехник пробуждения Кундалини указывается, что процесс «подъема Кундалини» сопровождается жаром (отрывки из источников приведены выше, в главе Кайя-сиддхи). Обобщая содержание классических текстов, известный востоковед и переводчик с санскрита Б.В.Мартынов пишет: «Как тлеющий огонь костра или топки, если направить в него поток воздуха (прану и апану), вспыхивает и разгорается, так воспламеняется этот внутренний огонь. Тогда человек видит свет, чувствует жар, и слышит гул в теле. Это проявление того же процесса, который в Ведах называется тапасом, горением, пылом, а в Тантре связывается с подъемом кундалини … Не перестает удивлять способность индийского мировоззрения находить общее под разными именами явлений и естественно соединять их… Упанишады йоги вполне естественно и практично соединили ведийское представление о жаре тапаса и тантрийское – о свернутой в основании тела человека энергии» [12. С.65].

В границах исследования феноменов йоги можно сформулировать сложившуюся противоречивую ситуацию.

В современных научных работах по физиологии и медицине нет понятий «Сила Кундалини» или Туммо. Однако, физиологические процессы проявляющиеся во время этих практик вполне укладываются в рамки известных понятий современной физиологии. Какие же процессы включаются в организме во время практики Туммо?

С одной стороны, в исторических текстах по йоге, дошедших до нашего времени описываются некоторые практики, связанные с дыханием, в результате которых в организме появляется ощущение жара. Но представления о процессах, происходящих в организме во время этих практик, описанные в тех же текстах по йоге, могут быть квалифицированы не более, как протонаучные.

С другой стороны, в 50-е годы ХХ века в СССР физиологом К.С.Тринчером было доказано и опубликовано в монографии «Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани» [36], что в некоторых условиях легкие человека могут выполнять не только респираторные но и нереспираторные функции. В частности, в легких может происходить неферментативное окисление липидов крови. При этом наблюдаются такие же внешние проявления, какие описаны в текстах йоги. Например, К.С. Тринчером доказано, что через включение отдельных рефлексов возможен вызов сильного жара. Более того, в ходе экспериментов установлено, что зафиксированный жар является не следствием самовнушения, или каких-либо других психологических проявлений. Доказано, что жар вызывается вследствие непосредственного окисления липидов (жиров), содержащихся в крови, в легких.

Описание явлений, найденных К.С. Тринчером, полностью совпадают с описанием явлений идентифицируемых в йоге, как жар тапаса во время “подъема Кундалини” или вырабатывание внутреннего психического тепла во время практики Туммо.

Экспериментальные работы К.С. Тринчера по исследованию нереспираторных функций легких позволили определить основные условия, при которых легкие включаются в режим работы по окислению липидов.

Первым и, возможно, наиболее важным условием, является холодный воздух вследствие низкой температуры окружающей среды. С остальными условиями, влияющими на включение рефлекса окисления липидов можно ознакомиться в указанной работе К.С. Тринчера.

Как видно из этнографических источников и воспоминаний путешественников, такие феноменальные способности, как высушивание мокрых простыней на себе, демонстрируют ламы в условиях низкой температуры воздуха в Тибете, а не йоги в жарком климате Индии.

Следует отметить, что некоторые условия, выявленные К.С. Тринчером, необходимые для включения рефлекса окисления липидов, наблюдаются на территории высокогорного Тибета, но отсутствуют на территории Ленинградской области. Именно поэтому, выполнение в наших условиях определенных практик пранаямы, вызывающих сильный жар, требует от практикующих дополнительных, значительных физических усилий. И, возможно, поэтому, у западных авторов, исследующих йогу, не описаны методики, открывающие те феноменальные способности, которые демонстрируют тибетские ламы.

Группой энтузиастов, занимающихся йогой, была проведена практическая проверка рекомендаций по дыхательным упражнениям, которые, согласно историческим текстам, вызывают “подъем кундалини”, сопровождающийся ощущением возникновения сильного жара в организме. В частности, через несколько минут практики пранаямы разогрев тела и ощущение внутреннего тепла достигали такой силы, что продолжение практики совершенно спокойно можно было проводить раздетыми на улице с мокрыми футболками и полотенцами на спине при минусовой температуре. При этом ни у кого из испытуемых не наблюдалось озноба, холода и других патологических проявлений.

В качестве примера, свидетельствующего о действительном влиянии пранаямы на организм человека, и подтверждающего открытие К.С. Тринчером возможности включения рефлекса окисления липидов в крови в легких с мощным выделением тепла можем привести данные следующего эксперимента по исследованию анализа крови на содержание холестерина, выполненного у добровольцев, занимающихся йогой.

Опишем кратко ход эксперимента. В эксперименте принимали участие трое здоровых мужчин в возрасте от 38 до 53 лет. У испытуемых проводился забор крови из вены. После этого испытуемые проводили практику пранаямы, вызывающую появление сильного жара. Практика пранаямы выполнялась в течение десяти минут. После выполнения практики пранаямы у испытуемых повторно проводился забор крови из вены. Кровь испытуемых подвергалась анализу на липидный спектр.

По результатам анализа крови после выполнения практики пранаямы вызывающей появление ощущения жара, было зафиксировано понижение количества холестерина, липопротеидов и триглицеридов. В качестве примера приведу данные моего анализа крови на липидный спектр. Обнаружено, что до выполнения практики пранаямы количество общего холестерина в крови составляло 6,54 ммоль/л, после пранаямы – 6,14 ммоль/л.

Результаты, полученные в ходе экспериментов, позволяют некоторые протонаучные представления этномедицины рассмотреть с точки зрения современной физиологии. Например, возникающий в организме жар, трактуемый в йоге, как результат «подъема Кундалини», или практики Туммо и включающий процесс очищения каналов – «нади» (в терминологии текстов йоги), можно идентифицировать, как процесс неферментативного окисления липидов в крови в легких. В результате этого процесса можно говорить о возможности некоторого понижения холестерина в крови человека.

Кроме того, возникающий в процессе дыхательных практик, сильный разогрев тела с ощущением внутреннего тепла, позволяет значительно повысить холодоустойчивость организма. Найденный результат может быть применен для тренировок лиц, профессиональная деятельность которых связана с пребыванием в экстремальных условиях. Например, при подготовке участников научно-исследовательских экспедиций, работающих в условиях Арктики и Антарктики; профессиональных альпинистов и горных спасателей.

О результатах эксперимента по исследованию практики Туммо были сделаны доклады на научно – практических конференциях.

Следует добавить, что, поскольку для выполнения практики Туммо необходимым условием является холодный воздух, я выполнял эту практику зимой 2004 – 2005 года (с конца октября 2004 года по апрель 2005 года). С мая по сентябрь 2005 года я сделал перерыв. В октябре 2005 года я еще раз сделал анализ крови на липидный спектр. В результате анализа оказалось, что количество холестерина у меня в крови снизилось до 5.4 ммоль/л. Известно, что с возрастом у человека количество холестерина в крови увеличивается, что приводит к образованию холестериновых бляшек на стенках сосудов и, далее – к атеросклерозу. Полученный результат анализа крови через 5 месяцев после прекращения выполнения практики Туммо, позволяет говорить об устойчивом понижении количества холестерина. Это, в свою очередь, так же подтверждает возможность обратимости биологических процессов, то есть омоложения организма.

Кундалини Тантра

Фото 29. Поза Будды яб юм как символ тантрических практик означает
соединение мужского и женского начала, гармонию ян – инь.
Фото 30. Практика Кундалини Тантры


Говоря о практиках омоложения организма, нельзя не сказать несколько слов о тантрических направлениях йоги.

«Термин «тантра» имеет несколько значений. В буквальном переводе с санскрита «тантра» означает «непрерывность, длительность, нить». Длительность трактуется в смысле непрерывности, единства бытия, в соответствии с таким пониманием Тантра есть высшая природа Абсолюта. Согласно традиции Ваджраяны, тантрийские учения – это выражение Дхармакаи, Ади-будды, но на уровнях Самбхогакаи и Нирманакаи они передаются с помощью символов, слов и текстов эзотерических практик. Отсюда следует второе значение термина «тантра» как ритуального текста, сочинения или трактата. Таким образом, основой тантрийской практики является непрерывная передача учений и эзотерической системы, идущей от Изначального Будды к учителям и ученикам по линии преемственности [45.С.62-63]. «Сиддхи были основными представителями тантризма в Индии, как буддийского, так и небуддийского. Словом «сиддха» называли человека, владевшего различными паранормальными способностями (сиддхи)» [45.С.61].

Современные западные последователи Тантры часто представляют тантрические практики в узком смысле – как работу с сексуальной энергией. В широком смысле тантрические практики и работа с сексуальной энергией, в том числе, открывают скрытые психические силы и служат главной цели – восстановлению и омоложению организма.

Сексуальная энергия – это огромная сила, которая движет желаниями и, часто, поступками человека. Насколько человек осознает и понимает эту силу, он может либо использовать ее для своего развития, либо превратиться в «раба своих страстей» и постепенно деградировать.

Количество сексуальной энергии является показателем физического здоровья человека, состояния эндокринной системы. Поэтому первой и главной задачей тантрических практик является не потеря энергии, а ее восстановление.

Восстановлению организма во время полового акта служит техника, известная в йоге как «ваджроли мудра». Согласно тексту «Хатха йога прадипика»: «3.83. Для практики Ваджроли нужны две вещи: молоко и желанная женщина». Далее кратко описывается сама техника, в результате которой происходит пролонгирование полового акта путем центрального торможения рефлекса эякуляции. «3.89. Семя находится под контролем ума, а жизнь зависит от семени. Так ум и семя защищены (от старости и смерти)» [13. С.59-60]. Способность мужчины к пролонгированному половому акту вызывает пролонгированные оргиастические состояния у женщины. Наступают оргазмы не только на уровне физического тела. Но и на астральном и других более тонких уровнях. В процессе длительной концентрации сознания на сильном ощущении открываются совершенные способности. Например, ясновидение, астральные воздействия, программирование ситуации. Наступает так называемый тантрический оргазм, во время которого может возникнуть левитация, а любое желание женщины, загаданное в этом состоянии, обязательно сбудется. Пример такого тантрического оргазма был показан в фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение».

Тантрические психотехники – это «закрытые», жреческие техники, не имеющие ничего общего с оргиями, происходящими в «тантрических клубах» или некоторых сектах, которые иногда демонстрируются в телевизионных передачах.

Для мужчин, которые интересуются тантрическими практиками, хочется еще раз сказать, что главное условие работы с сексуальной энергией – женщина должна быть желанной. Только в этом случае женщина может превратиться в настоящую Шакти – Богиню тантрического оргазма. Но для того, чтобы выйти на уровень Шакти, женщина должна развивать свою чувствительность и энергетику. Этому способствуют приведенные выше базовые энергетические упражнения.

Тантрические практики выполняют еще одну важную задачу: способствуют сублимации сексуальной энергии, то есть трансформации «грубой» сексуальной энергии в более «тонкую» – творческую и научную – энергию, способствующую развитию человека. Но чтобы эту «грубую» энергию трансформировать, ее прежде всего необходимо иметь, а для этого эндокринная система организма должна функционировать нормально. Рекомендации некоторых «гуру» не тратить сексуальную энергию, не общаться с женщинами (или мужчинами) может привести к расстройству работы эндокринной системы. Подобные рекомендации свидетельствуют о некомпетентности данного «гуру» не только в направлении Кундалини Тантры, но и в физиологии человека.

Если мужчина после полового акта чувствует упадок сил, это свидетельствует о возможных проблемах в эндокринной системе. Для восстановления эндокринной системы можно посоветовать позаниматься хатха-йогой. Именно практики хатха–йоги способствуют восстановлению организма и открытию возможностей пролонгированного полового акта методом ваджроли мудра.

Концентрация внимания на ощущении пролонгированного тантрического оргазма является одним из методов пробуждения и подъема энергии Кундалини.

Однако тантрический оргазм не обязательно предполагает физический (половой) контакт. Это может быть только энергетический контакт. Существует легенда, что известный индийский йог Рамакришна был обручен со своей будущей женой еще в детском возрасте. Достигнув совершеннолетия, девушка приехала в дом Рамакришны, чтобы стать его женой. Рамакришна встретил девушку, а когда взял ее за руку, они оба испытали такой сильный тантрический оргазм, что его почувствовали даже слуги, стоявшие от них в нескольких метрах. Этот случай является примером именно энергетического оргазма. Действительно, такое сильное состояние возможно без физического (полового) контакта, а только от прикосновения. На одном из семинаров по Кундалини Тантре, еще в начале 90-х годов, я показал включение энергетического оргазма у одной девушки, взяв ее за руку. А во время перерыва ко мне подошли несколько женщин и сказали, что также испытали энергетический оргазм одновременно с девушкой. Сидели эти женщины в разных местах зала, а зал был площадью 270 кв. метров. Такова сила волны энергетического оргазма. У некоторых чувствительных и энергетически сильных женщин такой тантрический оргазм можно вызвать даже взглядом.

После демонстрации включения энергетического оргазма взглядом на одном из семинаров, ко мне подошла женщина и сказала, что слышала, что такое возможно, но думала, что такое могут делать только какие-нибудь великие Учителя Индии или Китая. И никак не ожидала увидеть такое в Санкт-Петербурге. На это можно ответить, что Учителя Индии и Китая – такие же люди. И, если это могут делать они, можем и мы. Хотя я знаю людей, которые в поисках «чудес» неоднократно бывали в Индии, но ничего, кроме легенд, оттуда не привезли. А для тех, кто ориентируется на свою культуру, многие «чудеса» открываются дома. И по работе с сексуальной энергией, в том числе.

Кроме того, у нас проведены физиологические исследования реактивности вегетативной нервной системы во время пролонгированных половых актов, в процессе которых зафиксировано урежение пульса до 20 ударов в минуту при экстремально высоких величинах артериального давления (до 200 мм. рт. ст.) для диастолического давления. Это позволяет говорить о сдвиге вегетативного тонуса в сторону значительного преобладания парасимпатикотонии.Найденный результат подтверждает эмпирический опыт древних йогов: применение ваджроли мудры действительно может способствовать замедлению процессов старения организма, и даже иметь последствием омоложение организма. (Преобладание анаболических процессов, регулируемых парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы, над катаболическими, регулируемых симпатоадренаовой системой) [46].

В процессе исследования феномена «подъем Кундалини» (см. Приложение 1) были получены результаты, когда тонометр также фиксировал отсутствие пульса (частоты сердечных сокращений - ЧСС). Первоначально эти результаты мы не включили в статью, посчитав их ошибочными. Однако в последующих экспериментах достаточно часто повторялись периоды отсутствия ЧСС на тонометре в процессе практики «подъема Кундалини». В это же время пульсовой контроль проводился контактно, на запястье испытуемых. Были зафиксированы случаи отсутствия пульса до 30 секунд в те же моменты, когда это показывал тонометр. Замедление (остановка) ЧСС с одновременным повышением диастолического давления свидетельствует о возрастании активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эти результаты опубликованы в статье (см. Приложение 2). Поэтому становятся понятны субъективные ощущения восстановления, повышения сил и улучшения самочувствия после практики «подъема Кундалини».

Фото 31. Включение энергетического оргазма через руки. Фото 32. Включение энергетического оргазма взглядом.




Фотосессия
Последнее обновление ( 06.02.2009 г. )